Выбираем микрофон для домашней студии
Как и обещал, начинаю серию статей о домашней звукозаписывающей студии. Первым и основным предметом, который нам понадобиться при записи вокала к песням – это, конечно, микрофон. Поэтому сегодняшнюю статью посвящаю именно этому аксессуару.
Как и обещал, начинаю серию статей о домашней звукозаписывающей студии. Первым и основным предметом, который нам понадобиться при записи вокала к песням – это, конечно, микрофон. Поэтому сегодняшнюю статью посвящаю именно этому аксессуару.
Начну с того, что расскажу о типах микрофонов. Полная классификация их достаточно обширная, и напрямую зависит от того, какой источник звука будет записываться. В нашей домашней студии, микрофон нам нужен в основном для записи вокала, то разобраться нам нужно только в некоторых типах. Для себя я, например, выделил два основных типа микрофонов: динамические и конденсаторные.
Динамические микрофоны – это наиболее часто встречающиеся микрофоны, принцип действия которых основан на преобразовании действия звуковой волны в механические колебания диафрагмы, прикрепленной к катушке индуктивности. В связи с тем, что в изготовлении микрофоны этого типа достаточно просты, стоимость их, как правило, невысока. Используются в основном на концертах, либо в студиях на репетициях. Внешнего напряжения для работы таких микрофонов не требуется.
Конденсаторные микрофоны – это микрофоны более сложной конструкции, роль диафрагмы в которых выполняет металлическая мембрана, являющаяся также одной из обкладок конденсатора (собственно, поэтому они и называются конденсаторными). Когда звуковая волна начинает воздействовать на мембрану, сжимая или расширяя её. Из-за этого происходит изменение емкости конденсатора, вследствие чего постоянное напряжение преобразуется в переменное. Для работы конденсаторных микрофонов требуется внешнее питание (фантомное), которое обычно составляет 48 В и подается, как правило, через микшерный пульт. Бывает, что используется питание в 9 В, в этом случае оно подается батарейкой или, например, по USB кабелю. В сам конденсаторный микрофон встраивается предварительный усилитель, способный согласовать выходное сопротивление микрофона с входным сопротивлением микшерного пульта или усилителя, к которому он подключен. Микрофоны конденсаторного типа более сложны в изготовлении, эксплуатироваться должны бережнее, но обладают очень качественными частотными характеристиками, поэтому стоимость их выше динамических. Очень часто такие микрофоны используются для записи звука в студийных либо домашних условиях. Для нашей домашней студии как раз то, что нужно, такой мы и будем выбирать.
Но прежде, чем перейду к конкретным моделям, хочу добавить, что помимо описанных выше типов существует ещё один интересный тип микрофонов – ламповые. Хотя, если быть точным, ламповые микрофоны являются всего лишь разновидностью конденсаторных микрофонов. Интересны они тем, что за счет использования вместо полупроводниковых элементов ламп накаливания, звук становится более натуральным и как выражаются профессиональные звукорежиссеры, «теплым». Единственный минус ламповых микрофонов – эта их заоблачная стоимость, исчисляемая в несколько тысячах долларов.
Стоит оговориться, что сейчас в некоторых магазинах появились относительно недорогие модели ламповых микрофонов (например, Behringer T-1, Behringer T-47 – стоимостью около 7,5 тыс. рублей), но использовать их профессионалы, почему-то не советуют. Конкретных отзывов об использовании именно этих микрофонов, к сожалению не нашел, но в качестве микрофона для домашней студии я их всё же рассматривать пока не буду (не считаю, что это действительно оправдано).
С типами более-менее разобрались, теперь переходим ко второму вопросу, который должен возникать: по каким параметрам выбирать микрофон?
Первым и наиболее важным параметром для нас является динамический диапазон, а именно те частоты, которые микрофон сможет воспроизвести и записать. Человеческое ухо воспринимает звуки частотой от 16 Гц до 20 кГц, так что для нашей студии будем выбирать микрофон с близким к указанному динамическим диапазоном.
Вторым актуальным параметром при выборе записывающего устройства является направленность (диаграмма направленности). Существует их всего три:
- Круговая или всенаправленная характеристика – в этом случае микрофон сможет записать любой источник звука расположенный вокруг него на 360 градусов.
- Направленная (кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида) характеристика – записывается только источник звука, расположенный непосредственно перед диафрагмой.
- Двунаправленная (восьмерка) характеристика – микрофон воспримет источник звука, расположенный перед ним и за ним.
Здесь тоже несложно, для записи вокала нам наиболее подойдет вторая диаграмма направленности, а, точнее, кардиоида (наиболее распространенная).
Собственно, основное мы знаем, теперь переходим к описанию конкретных марок.
Behringer С-1 и Behringer С-1U
(3 460 руб. и 4 910 руб.)
Самый недорогой микрофон конденсаторного типа с 16 мм диафрагмой. Отличается достаточно ровной АЧХ (амплитудно-частотной характеристикой), повышающейся только при записи высоких частот (порядка 10-20 кГц), и малошумящей схемой, что позволит записать кристально чистый. Микрофоны Behringer С-1 и Behringer С-1U отличаются только способом подключения. В случае с Behringer С-1U микрофону не требуется внешнего питания и использования микшерного пульта, так как в комплекте имеет USB кабель, с помощью которого он и подключается к компьютеру.
Частотный диапазон: 40 Гц – 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 136 дБ
Масса (нетто): 0,53 кг
AKG Perception 120
(6 130 руб.)
Качественный конденсаторный микрофон с отличной сборкой, подойдет под самые различные нужды в домашней студии. Обеспечивает качественную детализацию и чистоту звука. Имеется переключаемый басовый фильтр. Кроме этой версии с обычным шнуром XLR, выпущена версия с USB проводом.
Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 130 дБ (150 дБ при переключении басового фильтра)
Масса (нетто): 0,46 кг
Audio-Technica AT2020 USB
(7 770 руб.)
Студийный конденсаторный микрофон с высококачественным А/Ц конвертером, который позволяет записывать звук точно таким, каким его слышите вы. Отличается встроенным разъемом для наушников, позволяющим осуществлять мониторинг звука в реальном времени, а также отдельными регуляторами громкости и усилителя. В комплекте имеется крепление для стойки и защитный чехол для переноски. Выпускается с обычным шнуром XLR и со шнуром USB, для быстрого подключения к компьютеру.
Частотный диапазон: 20 Гц – 16 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,39 кг
Октава МК 319
(9 050 руб.)
Российский профессиональный микрофон, который считается легендарным. Отличается максимально достоверным звуком и его «прозрачностью». Для использования с повышенным уровнем звукового давления на микрофоне имеется специальный переключатель «-10 дБ». Питание фантомное (48 В), шнур стандартный XLR.
Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 122 дБ
Масса (нетто): 0,51 кг
ART M-ONE U
(10 260 руб.)
Ещё один микрофон с USB проводом, сразу подключаемый к компьютеру. Отличительной чертой микрофона является большая 32 мм диафрагма, которая сможет передать все красочные нюансы голоса. Поставляется в комплекте с жестким держателем для стойки.
Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,47 кг
На этом, наверное, и все. Здесь я привел только те микрофоны, которые, по отзывам, больше всего подходят для использования в домашних мини-студиях. Сильно дорогие микрофоны я рассматривать не стал, так как это не всем по карману. А какой из них использовать, и использовать ли вообще, выбирать вам. Для себя, на данный момент, планирую купить AKG Perception 120 или Behringer С-1U.